Мне, как специалисту, который взаимодействует много лет с “людьми
успеха”, постоянно задают вопросы: что позволило им добиться таких
результатов, какие качества помогли им в пути на вершину?
К таким людям испытывают интерес во всем мире, их жизненный путь
становится примером для подражания. Мечта многих — повторить успех Генри
Форда или Билла Гейтса, построивших свои корпорации с чистого листа.
Находясь много лет рядом с “очень успешными”, наблюдая за ними в
процессе работы, я получила возможность понять, чем они отличаются от
“просто успешных”, отметить качества, которые являются как бы несущими
конструкциями их личности.
Тех, кто сегодня составляет верхушку российского бизнеса, собственников
и руководителей крупных компаний, корпораций, банков, условно можно
разделить на три группы.
Первая — это бывшие партийные, комсомольские работники, руководители
крупных промышленных предприятий, которые вовремя сориентировались и
сумели получить в собственность то, чем они управляли: один — нефтяную
отрасль, другой — газовую и т. д.
Вторая группа — это люди активные, умные, талантливые, которые смогли
завладеть частью госсобственности, блестяще использовав ситуацию и
особенности российского законодательства. Представителей этих двух групп
мы сегодня называем олигархами. Эти люди, безусловно, обладают
исключительными деловыми и личностными качествами, которые и позволили
им организовать успешный бизнес. Но о них уже достаточно написано и
сказано.
Особый интерес для ответа на вопрос статьи представляет новая генерация
российских бизнесменов — те, кого можно назвать self-made. Они не
занимали крупных должностей, не имели административных и политических
ресурсов или мощных покровителей, не участвовали в дележе
госсобственности, они создавали свой бизнес с нуля. Эти люди добились
успеха только за счет своих личностных качеств. Сегодня им 30-40 лет,
они владеют крупным бизнесом и оказывают значительное влияние на
российскую экономику. Итак, что отличает этих людей, какие качества
помогли им добиться успеха, стать богатыми и влиятельными?
“Могущество желаний”. Прежде всего это масштаб желаний, своеобразная
одержимость большой целью. Обычному человеку это не свойственно, ему и в
голову не придет замахнуться на такие вершины, а если и придет, то ему
станет страшно от одной только мысли об этом. К тому же надо иметь
смелость осуществить задуманное: а вдруг ситуация резко изменится — не
примут нужный закон, курс доллара упадет и т. д. А у лидеров бизнеса
масштабные желания и ясные цели подкреплены абсолютной верой в успех —
это тоже редкое качество, которое помогает желаемое сделать
действительным, реальным.
Тут есть одна интересная закономерность — эти психологические качества
проявляются уже в детстве. Один знакомый бизнесмен как-то рассказывал
мне, что лет в 13 уже мечтал стать миллионером. Это было еще при
советской власти — странное, фантастическое желание! И он его
осуществил.
Или другой пример. В начале 90-х молодой человек — ему тогда было 22
года — побывал в Голландии, где его поразил уютный коттеджный поселок с
ресторанами, спортивными площадками. И он загорелся желанием построить
такой поселок в России. У него не было ни компании, ни денег, ни
специального строительного образования. Были только мощное желание и
вера в успех. И он действительно создал строительно-промышленную
корпорацию, построил такие поселки и был практически первым в том
бизнесе.
“Мощный внутренний импульс”, характеризующий поистине творческих людей.
Эти люди руководствуются собственными принципами и мотивами, им не нужны
какое-то внешнее стимулирование, системы мотиваций, компенсаций и
поощрений. Они относятся к той категории людей, которые будут работать и
ставить цели без каких-то внешних стимулов. Именно поэтому они способны
их достигать, даже вопреки отношению окружающих, когда все вокруг
убеждены, что они не добьются успеха.
Вот модель жизни таких людей: захотел — и сделал. Реализовать эту модель
им помогает еще одно важное качество — отсутствие внутренних преград,
внутреннего конфликта, а внешние преграды они умеют успешно
преодолевать.
“Неоправданный оптимизм”. Такие люди вообще расценивают свои шансы выше,
чем шансы других людей. Они верят в свои силы и считают, что у них
способности лучше, чем у большинства других людей. Они убеждены, что им
все под силу. Их отличает высокая стрессоустойчивость к неудачам, даже
крупным, так называемый “подкожный слой оптимизма”. Неудачи не приводят
к тому, что они опускают руки, а наоборот, побуждают их к мобилизации
всех жизненных ресурсов: появляется азарт — “победить”. Но надо
понимать, что оптимизм всегда неоправдан, ибо он по определению
предполагает успешный исход, когда реально шансы почти всегда
фифти-фифти. Но эти люди верят в успех часто вопреки тому, что
происходит вокруг, и, как ни странно, они его добиваются.
На чем зиждется их оптимизм? На убежденности, что любая цель может быть
достигнута и мир в принципе управляем. Таким людям действия присуща
некая мания всемогущества, ощущение абсолютной возможности влиять на все
происходящее. Как у Макаревича: “Не стоит прогибаться под изменчивый
мир, путь лучше он прогнется под нас”. Философия таких людей — все можно
сделать, все можно решить. Поэтому они не понимают, когда, например, к
ним приходит исполнитель и говорит: мы не можем это сделать. Как “не
можем”? — это же элементарно. И действительно берет и делает.
“Открытость суровой правде” и реальным фактам, какими бы ужасными они ни
были, в сочетании с верой в победу просто поражает в таких людях. Я была
свидетелем таких ситуаций в их бизнесе, когда всем окружающим кажется:
все, ничего нельзя сделать — а у наших героев это вызывает лишь азарт.
И, справившись с неизбежными трудностями, они выходят из этой борьбы
более сильными. “Главное, знать правду. Это позволяет принять правильное
решение”, — сказал один руководитель, отвечая на мой вопрос, как ему
удалось вытянуть свою компанию из, казалось бы, безнадежной ситуации.